К 70-летию со дня рождения Александра Кайдановского Худенький сероглазый парень из Ростова-на-Дону глотал книгу за книгой, всё время читал чьи-нибудь стихи - мысленно и вслух, или пел их, подыгрывая себе на гитаре. Он ходил в филармонию, играл в драмкружке… А поступил в сварочный техникум, поддавшись уговорам отца – инженера и специалиста по особо точной сварке. Но года хватило, чтобы понять – такая профессия для него немыслима. И Саша Кайдановский поступил в Ростовское театральное училище. Потом ещё была неудачная попытка учиться в знаменитой Школе-студии МХАТ. Училище им. Щукина он с трудом, но закончил… Почему с трудом? А дело в том, что Кайдановский не способен был безоглядно подчиняться, следовать строгим правилам, в «Щуке» он часто прогуливал все занятия, кроме актёрского мастерства. Позже он не смог прижиться и в театрах: диктат режиссёров, подковёрные игры, отсутствие главных ролей – со всем этим он не собирался мириться. Оказалось, что в этом талантливейшем человеке мягкость, романтичность и ранимость соседствуют с бескомпромиссностью и вспыльчивостью, философские размышления и поиски смысла жизни – с непредсказуемостью и эгоцентричностью. Александр Кайдановский был одновременно большой интеллектуал и любитель помахать кулаками, как только подозревал намёк на оскорбление или видел, что нужно за кого-то заступиться. Он был замечательный, очень интересный и очень трудный, многого требующий друг. Он мог отдать последнюю рубашку и годами жить в каморке, но никогда не ходил выпрашивать деньги для своих фильмов и безоглядно ссорился даже с Михалковым и Тарковским из-за видения ролей. В эротической сцене с Маргаритой Тереховой, он бесил её и ломал весь настрой, тихо говоря в неожиданный момент: «А я вижу эту сцену по-другому…» Он горевал после успеха фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», а недоумевающие близкие только потом понимали, что Кайдановский был прав – ведь он попадал в капкан определённого амплуа и ему начинали предлагать одни и те же роли белогвардейцев. А после знаменитого «Сталкера», давшегося во всех смыслах невероятно тяжело, актёра и вовсе раздирали противоречия: с одной стороны, он считал, что достиг в этом фильме актёрской вершины, к которой стремился всей душой; а с другой, не понимал, как же теперь жить и работать. «Это как сыграть Христа, а потом взяться за роль непримечательного бухгалтера…» В общем-то, поэтому он и пошёл снова учиться – на Высшие курсы сценаристов и режиссёров. Причём, Тарковский (отношения с которым были очень непростыми) брал его к себе на курс. Только его! И «ещё одного кого-нибудь, кто этого тоже достоин». Правда, потом Тарковский не вернулся из-за рубежа и доучивался Кайдановский уже у Сергея Соловьёва. Режиссёрские работы Александра Леонидовича – философские и даже сюрреалистические. Их с особенным восторгом приняли за рубежом, начали зазывать Кайдановского на разные международные конкурсы, в т.ч. в жюри. Жизнь стала напоминать что-то солидное и успешное… Но, как часто бывает у людей, работающих надрывно, не щадя себя, три инфаркта пришли один за другим, и в 49 лет Кайдановский скончался. После него осталась огромная, тщательно собранная библиотека, коллекция пластинок и стопка написанных им сценариев, по которым едва ли будут сняты фильмы… Кстати, о фильмах. Для вас – пять с его участием: 1. «Математик и чёрт» - великолепная короткометражка, она особенно вам понравится, если вы не читали такого фантастического рассказа. 2. «Свой среди чужих, чужой среди своих» - который обязательно стоит посмотреть хотя бы тем, кто ещё его ни разу не видел. 3. «Дети Ванюшина» - прекрасный пример классической русской драматургии. 4. «Новые приключения янки при дворе короля Артура» - там Кайдановский играет рыцаря Ланселота. 5. «Сталкер» - куда ж без него в этом-то случае. #кино #сталкер #фильм #тарковский #кайдановский #александркайдановский #актёр #профессия #работа #характер #фильмы #подборка #аэльфман #гдекультура